
Открывать новые земли, захватывать страны, заслужить всеобщую любовь тысяч поданных мог поистине только великий человек. Таковым и являлся Александр Македонский, вошедший в историю под именем Александра Великого. Значение имени «Александр» как нельзя лучше характеризует знаменитого македонца. «Защитник людей, победитель» в переводе с греческого гласит это имя. И Александр Великий был таким. Сильным, волевым, мужественным и решительным человеком рисует нам его история, но Оливер Стоун рискнул показать его не просто как полководца и царя, но и как человека.

Вот именно и из-за этого пожелания режиссёра фильм стал таким, какой он есть. И поэтому он многим не нравится. Мы видим раздираемого противоречиями Александра, мы видим его страх и слабости. А облику легендарного полководца никакие человеческие слабости не присущи. Оливер Стоун непревзойдённой рукой мастера рисует сложный психологический портрет Александра, показывая его с разных сторон. Он предстаёт перед нами очеловеченным, без ореола героизма, и ему не чужды слабости.

Откровенно показанная в фильме бисексуальность царя вызвала протесты и негодования среди общественности. Особенно в Греции. Но многие исторические источники, будь то сочинения Плутарха или Флавия, косвенно указывают на это. И режиссёр счел должным показать и эту строну личности Александра. И кто-то это принимает, а кто-то нет. Если честно, то обличение одного из моих любимых полководцев в истории в голубой цвет не вызвало у меня восторга. Но всё-таки такую трактовку его жизни я тоже принимаю.

Фильм очень красив в плане визуального оформления. Незабываемая природа, виды городов и полей сражения с высоты птичьего полёта, красота Вавилона, великолепные костюмы — всё это даёт возможность слиться с атмосферой того времени, почувствовать себя её частью. Каждый кадр, сфокусированный на убранстве дворцов или чистоте природы — это отдельное произведение искусства. И, конечно же, музыкальное сопровождение вторит происходящему на экране. То это весёлое действо, то трагичное, то преисполненное героизма. И музыка такая же.

Наполовину успех фильма зависит от актёрского состава. В «Александре» он шикарен. Оливер Стоун сумел подобрать потрясающую актёрскую команду. Образ Александра на экран перенёс Колин Фаррелл. Он хорош в этой роли. На его Александре нет налёта героизма и эпичности, но есть настоящие человеческие чувства. Хотя, порой, у меня создавалось впечатление, что Александр в исполнении Колина уж слишком ненормален и одержим.

Очень нравится мне в этом фильме Джаред Лето. Его герой Гефестион — лучший друг Александра. Он здравомыслящ, рассудителен. Он не торопится жить и не рвётся к звёздам в отличии от Александра. Весь образ Гефестиона преисполнен спокойствия и рассудительности. Хороши в фильме и Вэл Килмер, и Энтони Хопкинс, и Розарио Доусон.

Но настоящая жемчужина этой картины — неимоверно красивая, волнующая, таинственная и опасная Анджелина Джоли. Как она великолепна в роли Олимпиады — матери Александра. Глаз оторвать не возможно. Лукавый взгляд, манящая походка и невозможная красота. А какой сильный образ создала Энджи! Безусловно, Олимпиада — одна из лучших ролей Анджелины.

«Александр» Оливера Стоуна — это рассказ о великом полководце Древнего Мира, о его подвигах, о его славе и о его личной жизни. Порой, этот фильм кажется жестоким, отталкивающим и даже противным. Но мы видим не героя, каковым привыкли все считать Александра, мы видим человека. И это и есть самая сильная сторона фильма, это и есть его непоколебимое отличие от других исторических картин.






Цитаты из фильма:
Судьба благоволит храбрым.
* * * *
Змеи как люди. Мы можем любить их, кормить, беречь их. И все равно они нас предают.
* * * *
Я не верил в его мечту, как и мы все — вот правда его жизни. Но память и слава людская всегда будут принадлежать тем, кто всю жизнь стремился к осуществлению своих великих мечтаний и величайший из всех — Александр.
* * * *
Всякий раз, когда я, пересекаю границу, то лишаюсь новой иллюзии. И последней из них, станет смерть.
* * * *
Все мы одиноки в окружении мифов.
* * * *
Но этого дня Александр ждал всю свою жизнь… Я знаю. Я был там. И я видел его глаза.
* * * *
Опомнись, старик. Ведь это другой мир.
* * * *
Разве это не прекрасно — жить с отвагой в серце, и умереть, покрыв себя вечной славой?
* * * *
Не будет на небе двух лун, как и не будет на земле двух царей.
* * * *
Когда мужчины ложатся рядом что бы удовлетворить свою похоть, это не способствует совершенству нашего духа, как и любое проявление не воздержанности чувств. Например ревности. Но когда они хотят поделиться знаниями, воспитать друг в друге добродетель, их любовь чиста и прекрасна. Когда они соревнуются в пробуждении добрых, лучших чувств в душах друг друга, любовь между мужчинами способна создавать государства, и вырывать нас всех из жабьих болот.
* * * *
Мужчины возвращаются домой из-за женщин, а у меня такой нет.
* * * *
— Моё бедное дитя. Ты словно Ахиллес, приговоренный к величию… Возьми все мои силы. Ты никогда не должен путать свои чувства с твоим долгом, Александр. Царь должен делать все для своего народа. Этим летом тебе будет уже девятнадцать, а девочки говорят, что ты больше интересуешься не ими, а Гефестионом. Я понимаю, это естественно для юноши. Но уйдя в поход в Азию без законного наследника, ты рискуешь всем.
— Гефестион любит меня. Таким, каков я есть, а не из-за трона.
* * * *
Страх нужно преодолеть, и я обещаю Вам, Вы победите смерть.
* * * *
— Нужно было поддаться тебе, Александр.
— Ты победил, но обещаю, я возьму реванш.
* * * *
— Ты все еще задираешь голову. Как мне нравится.
— Не исправлюсь никак.
— И не нужно, меня восхищают все твои привычки, Александр. Твои глаза удивительны. Я говорю, как смущенный глупый мальчишка. Мне не нужен никто другой, я боюсь тебя потерять, клянусь Афродитой. И я ужасно ревную тебя к тому миру, который ты мечтаешь завоевать, Александр.
* * * *
Царь должен уметь обижать тех, кого любит.
* * * *
Я его нашел в Египте. Тот, кто продал мне это кольцо говорил, что оно помнит времена, когда люди поклонялись солнцу и звездам. Думая о тебе, я всегда вспоминаю солнце, Александр, и молю, чтобы ты продолжал греть нас своим светом.
* * * *
Мы взлетаем и падаем…. взлетаем и падаем…
Трейлер к фильму:
Cine-Cinema